МБОУ" Ардатовская средняя школа №1" Суббота, 18.11.2017, 20:34
Меню сайта
...
...
...
...
...
...
...
РДШ
...

 «Гражданско-патриотическое воспитание на базе

школьного музея»

  Повышение общественного интереса к проблеме формирования духовности и духовной личности вызвано сегодня, прежде всего, негативными явлениями, характерными для последних десятилетий. Радикальные либерально-демократические преобразования общественной жизни, наступление рыночных отношений, зачастую без моральных основ и правил, обусловили тотальное проникновение в общество псевдоценностных ориентиров, вступающих в противоречие с общечеловеческой нравственной культурой. Идеализация силы и жестокости, восхваление образа молодого человека, свободного от всех социальных запретов и требований общественной морали, пропаганда свободной любви, коммерциализация общественных отношений наносят непоправимый ущерб духовному и физическому здоровью подрастающих поколений. Идет фактическая девальвация таких смысложизненных ценностей, как гражданственность и патриотизм, любовь, семья, дружба, целомудрие. Особую тревогу вызывает прогрессирующая дезорганизация жизни российских семей вследствие социального расслоения общества, безработицы, разрушения сложившихся нравственно-этических норм и традиций семейного уклада, что привело к ослаблению воспитательной функции семьи и в том числе - самоустранению большей части родителей от духовно-нравственного воспитания юных граждан.

Несмотря на то, что в последние годы , важность патриотического воспитания, формирования патриотизма у молодежи определена на государственном уровне , решение данной задачи до конца пока не осуществлено, что еще более актуализирует работу по гражданско-патриотическому воспитанию на базе школьного музея.

Сегодня, в условиях, когда государство начинает определять новую идеологию, формулирует государственно-общественный заказ образованию на формирование новой личности , становится ясно, что ключевыми характеристиками такой личности должны стать, прежде всего, ее духовность, гражданственность, патриотизм, социальная активность, свобода и т.д. Духовный человек - это, прежде всего, гражданин и патриот. Народы России имеют богатую героическую историю, огромный духовный, культурный и интеллектуальный потенциал, и от подрастающего поколения будет зависеть то, какое место займет российская культура в мировой цивилизации. Стратегическую идею формирования подрастающих поколений как подвижника возрождения и развития нации должен составить главный принцип: патриотизм и гражданственность, без которых можно вырастить поколение образованных интеллектуалов-грабителей, которые будут использовать свой интеллектуальный потенциал для грабежа родины и личного обогащения, а не для развития и блага своего народа. Духовный человек - это человек с сильным национальным характером, ответственный за порученное дело, за судьбы других, за будущее своего народа. Это человек, который приобщен к гуманистическим ценностям мировой культуры, культуры других народов, но, прежде всего, - знающий свою собственную культуру, свои истоки, свой родной язык. Подобная трактовка предполагает обращение к исторической памяти народа в широком и узком смыслах. С одной стороны, осторожно осознанное отношение к историческому прошлому страны, вехам ее великой, трудной истории и культуры; с другой стороны, изучение элементов государственности России как воплощения ее истории и отражения настоящего. Важное место в решении этой задачи занимает непосредственный контакт воспитанника с историческими материалами, элементами культуры, осуществляемый в условиях школьного музея. Определение роли и места школьного музея в формировании патриотизма учащихся напрямую связаны с пониманием сущности современного патриотического воспитания подрастающего поколения и его составляющих. В целом патриотизм - это чувство любви, привязанности, верности, ответственности по отношению к своей Родине, желание защищать ее, трудиться на благо Отечества и т.д. В этой связи можно говорить о школьном музее одновременно не только как о форме организации учебно-познавательной деятельности (включение учащихся в поисковую, краеведческую работу на базе музея) , но и как о средстве патриотического воспитания, поскольку он интегрирует в себе возможности носителя содержания патриотического образования (знания о родине, ее историческом прошлом, достижениях и трудностях, людях и т.д.). В развитие этого положения  должны быть созданы условия, при которых объекты внешнего мира становятся средствами воспитания: «Любой объект материальной или духовной культуры выполняет функцию средства воспитания при следующих условиях:

1. С ним связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника.

2. Она выделена как предмет освоения в образной наглядно-действенной или знаково-символьной форме.

3. Объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную деятельность (различных видов) воспитателя с воспитанниками»

Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования.  Музеи возникли как межпредметные кабинеты для хранения учебно-наглядных пособий по истории и природе родного края: собрания оформленных учащимися краеведческих материалов - гербариев, минералов, фотографий, воспоминаний и других предметов и документов. Школьные музеи в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания.

Слово «музей» происходит от греческого «museym »- храм . Музей - место, посвященное наукам и искусствам. Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.

Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира.

Школьные музеи, как форма образовательной и воспитательной работы, созданы  по инициативе выпускников, родителей, учащихся и педагогов школы. Они возникли  как ответ на социальный заказ, который поступает образовательному учреждению от представителей ученической, родительской или педагогической общественности и как результат собственной поисково-собирательной и исследовательской деятельности. В музеях школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов. Являясь неформальными учебными подразделениями общеобразовательной  школы , музеи  выступают как своеобразная часть музейной сети страны. Собранные ими экспонаты входят в состав музейного и архивного фонда России.

Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей,  стал не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.

Цель музейной деятельности - формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.

Одной из основных задач музея является воспитание патриотического сознания школьников. Как известно, музей осуществляет связь времен. Он дает уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя десятки  свидетельств,  своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.

Стержнем любого музея является история. Это может быть история семьи, школы, отдельного выпускника, педагога. В каждом из таких свидетельств отражается какая-то частица истории. Из таких фрагментов в конечном итоге складывается история человеческого общества. Постоянное увеличение потока информации требует такой организации познавательного процесса, при котором учащиеся параллельно с освоением определенного запаса знаний, удовлетворяют потребности в самостоятельном «написании» истории. Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея.

Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создание  экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий - основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. В зависимости от профильной тематики школьного музея дети знакомятся с основными понятиями и методиками генеалогии, археологии, источниковедения, этнографии, музееведения и т.п. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей ; их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного , находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п. Путешествуя по родному краю , изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевым изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего города, учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе.

   Эффективная образовательная технология предполагает поиск и применение новых приёмов и методов. Одним из них, как показывает опыт, является умелое сочетание научно-просветительской деятельности музея с образовательным школьным процессом. Музей всегда и везде являлся институтом образования и культуры. Причастность к прошлому, чувство ответственности за свой народ, Отечество воспитывают не только патриотизм и гражданственность, но и уважение к минувшему, без которого не было бы настоящего. По определению учёного-историка М.А.Берга, «историческое сознание - это духовный мост, переброшенный через пропасть времён, мост, ведущий человека из прошлого в грядущее». Яркой особенностью работы музеев является создание единых образовательных сред как совокупности условий воздействия на личность детей, способствующих их развитию, воспитанию и образованию. Именно поэтому музейная педагогика - одно из ключевых направлений деятельности в воспитательной работе педагогического коллектива школы Работа школьных музеев объединяет разные поколения, разные слои населения. Дети работают с ветеранами войны и труда, бывшими выпускниками, учителями и родителями, жителями поселка .Сегодня школьные музеи помогают раскрыть значимость подвига народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, подвиг героев Советского Союза и России - тех, на кого нужно равняться. Музейная педагогика позволяет учащимся открывать для себя заново имена замечательных людей, настоящих патриотов нашей Родины. Музей в школе - это центр воспитательной работы, это соединение образования, истории и культуры.

В музее проводятся :

- традиционные встречи с ветеранами войны и тыла;

- Уроки Мужества , посвященные Дням Воинской славы ;

- торжественное вручение паспортов;

- встречи с интересными людьми;

- экскурсионная группа проводит обзорные  экскурсии по музею , по тематическим выставкам и разделам;

- поисковая группа ведет целенаправленную работу по пополнению Книги Памяти школы;

- учащиеся ведут активную просветительскую работу;

- военно-патриотическая игра «Школа безопасности – Зарница» является практической школой мужества для допризывной молодёжи;

- в преддверии празднования годовщины Великой Победы проводится серия тематических классных часов под общим названием « Никто не забыт , ни  что не забыто»;

- тематические вечера «Чтобы помнили»;

- фонды музейного комплекса постоянно пополняются за счет экспонатов из домашних архивов учащихся , педагогов школы , сотрудников школы и просто не равнодушных людей , случайно узнавших о существовании школьного музейного комплекса;

- готовится экспозиция «Выпускники школы – участники ВОВ».

 

 

Вход на сайт

Поиск
Архив записей
Горячая линия
Электрон. дневник
События
СОБЫТИЯ
Школьная форма
ГОСУСЛУГИ
ГСПИ
Друзья сайта
  • Отдел образования Ардатовского района
  • НИРО
  • Министерство образования Нижегородской области
  • Министерство образования Российской Федерации
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    .........
    Copyright MyCorp © 2017
    Конструктор сайтов - uCoz